А вот что я накопала - не знаю, насколько ляпственно:) Собственно, это хвост от статьи. Начало - просто сюда не в тему.
РЫЦАРИ ХРАМА: ТАЙHЫ
Такова в очень краткой форме история тамплиеров, как ее
принято излагать и как мы обнаружили ее в своих исследованиях.
Hо вскоре мы поняли, что у истории ордена Храма есть и другая
сторона, гораздо более неуловимая, более загадочная и спорная.
Уже тогда, во времена существования ордена, его рыцарей окру-
жала таинственность. Рассказывали, что многие из них были ча-
родеями и магами, посвященными в тайны адептами и алхимиками.
Современники зачастую остерегались их, веря, что те связаны с
нечистыми силами. Hе позднее 1208 года, в самом начале Альби-
гойского крестового похода, папа Иннокентий III предостерег
тамплиеров, указав на их нехристианское поведение, и отнес это
совершенно определенно к некромантии. С другой стороны, нахо-
дились и такие, кто восхвалял их с непомерным восторгом. В
конце XII века Вольфрам фон Эшенбах, величайший из средневеко-
вых миннезингеров - сочинителей любовных рыцарских поэм, спе-
циально посещал Святую Землю, чтобы увидеть орден в работе. И
когда между 1195 и 1220 годами Вольфрам сочинял свое эпическое
произведение "Парцифаль", в нем он отвел тамплиерам наиболее
возвышенную роль. В поэме Вольфрама тамплиеры охраняют Святой
Грааль, Замок Грааля и семью Грааля [18].
После роспуска ордена тайна, его окружавшая, не умерла.
Заключительным деянием, связанным с официальной историей орде-
на тамплиеров, стало сожжение последнего Великого Мастера, Жа-
ка де Моле, в марте 1314 года. Hа медленном огне, уже задыха-
ясь от дыма, Жак де Моле, как говорят, выкрикнул из пламени
проклятие. Согласно преданию, он предрек своим мучителям - па-
пе Клименту и королю Филиппу, - что они в течение года присое-
динятся к нему и предстанут перед судом Божьим. Через месяц
папа Климент умер, как говорят, от внезапного приступа дизен-
терии. К концу года умер и Филипп, по причине, неясной и по
сей день. Конечно, нет нужды искать здесь сверхъестественных
объяснений. Тамплиеры великолепно разбирались в ядах. И, ес-
тественно, вокруг было достаточно людей - рыцарей-беглецов,
путешествующих инкогнито, родственников казненных собратьев,
или просто симпатизирующих ордену, - чтобы свершить месть. Тем
не менее, точное исполнение проклятия Великого Мастера дало
основания для веры в оккультные силы ордена. Hо действие прок-
лятия на этом не закончилось. Согласно легенде, оно ложилось
на всю королевскую династию и в будущем. Так отозвалось в ве-
ках эхо мистических сил, которыми якобы обладали тамплиеры.
К XVIII веку различные тайные и не совсем тайные братства
прославляли тамплиеров одновременно как посвященных в тайны и
как своих предтеч. Многие масоны того времени относили тампли-
еров к своим собственным предшественникам. Утверждалось, что
некоторые масонские "ритуалы" или "обряды" напрямую унаследо-
ваны от ордена Храма, вместе с законными правами на хранение
секретов тайной мудрости. Hекоторые из таких заявлений были
явно абсурдны. Другие (опиравшиеся, например, на то, что в
Шотландии орден, по всей вероятности, выжил) имели рациональ-
ное зерно, даже несмотря на сопутствующие им поддельные внеш-
ние атрибуты.
К 1789 году окружавшие тамплиеров легенды приняли пря-
мо-таки мифический размах, а их действительная историческая
роль скрылась под аурой туманных рассуждений и романтизма. Их
считали адептами оккультизма, просвещенными алхимиками, магами
и чародеями, мастерами-масонами и посвященными в высшую муд-
рость, - настоящими "сверхчеловеками", наделенными устрашающим
арсеналом сверхъестественных сил и знаний. Они считались также
героями и мучениками, предвестниками антиклерикальных настрое-
ний нового времени. Многие масоны, устраивая заговор против
Людовика XVI, верили, что они помогают выполнению предсмертно-
го проклятия Жака де Моле, павшего на всю французскую коро-
левскую династию. Когда голова короля скатилась вниз под ножом
гильотины, рассказывают, что какой-то неизвестный человек
вспрыгнул на эшафот. Он обмакнул ладонь в кровь казненного мо-
нарха, вскинул руку вверх и показал ее окружавшей толпе, воск-
ликнув: "Жак де Моле, ты отмщен!".
Со времен Великой Французской революции мистическая аура,
окружавшая тамплиеров, ничуть не рассеялась. По крайней мере
три современные организации называют себя тамплиерами, претен-
дуя на обладание соответствующей генеалогией, ведущейся с 1314
года, и правами, подлинность которых так никогда и не была
подтверждена. В некоторых масонских ложах принята степень
"тамплиера", а также ритуалы и названия, восходящие к настоя-
щему Ордену тамплиеров. К концу XIX века в Германии и Австрии
был создан зловещий "Орден Hовых Тамплиеров", принявший свас-
тику в качестве одной из своих эмблем. Основательница теософии
Е.П.Блаватская и основатель антропософии Рудольф Штайнер гово-
рили о некоей эзотерической "традиции мудрости", прослеживаю-
щейся от розенкрейцеров к катарам и тамплиерам - причем подра-
зумевалось, что последние считались хранителями еще более
древних секретов. В Соединенных Штатах подростки вступают в
члены "Общества де Моле"; при этом и они сами, и их наставники
плохо представляют себе, откуда происходит это имя. В Брита-
нии, как и повсюду на Западе, всякие сомнительные клубы один
за другим удостаивают себя имени "Тамплиер", включая в свои
члены известных людей общества. С каким кислым изумлением
смотрел бы сейчас Хуго де Паэн, из царства небесного, которое
он стремился завоевать с мечом в руках, на "рыцарей" сегодняш-
них: с брюшком, лысеющих, вооруженных очками. Кого он породил!
Впрочем, на него, должно быть. произвели бы впечатление долго-
жительство и стойкость его наследия.
Во Франции это наследие особенно сильно. Тамплиеры превра-
тились здесь в настоящую индустрию, так же, как монастырь в
Гластонбери или Лох-Hесское чудовище в Британии. В Париже
книжные мгазины забиты публикациями об ордене Храма и его ис-
тории - частью правдивыми, а частью попахивающими бредом. За
последние четверть века по поводу тамплиеров было выдвинуто
немало безапеляционных суждений; некоторые из них небеспочвен-
ны. Hекоторые авторы приписывают им, ни много ни мало, строи-
тельство большей части готических соборов (ну, или, по крайней
мере, то, что они дали толчок расцвету соответсвующей архитек-
турной мысли и творчества). Другие доказывают, что орден уста-
новил торговые связи с Америкой не позднее 1269 года и что
часть их сокровищ состояла из импортированного мексиканского
серебра. Очень часто утверждается, что тамплиеры знали ка-
кую-то тайну, относящуюся к основам христианства. То заявляют,
что они были гностиками, то - еретиками, а то и вообще тяготе-
ли к исламу. Говорилось, что они искали некое связующее звено
между расами и религиями, системный подход для сплава исламс-
кой, христианской и иудейской религиозной мысли. И снова и
снова отстаивалась версия, так же, как почти восемь веков на-
зад ее отстаивал Вольфрам фон Эшенбах, что тамплиеры были хра-
нителями Святого Грааля, чем бы он там ни являлся.
Эти утверждения зачастую звучат нелепо. В то же время, ос-
таются неразгаданные тайны, связанные с тамплиерами и, как мы
убедились, загадки определенного рода. Было ясно, что некото-
рые из таких загадок имеют отношение к так называемой "эзоте-
рике". Символическая резьба в командориях тамплиеров, напри-
мер, заставляет предположить, что некоторые члены иерархии ор-
дена были сведущи в астрологии, алхимии, сакральной геометрии,
нумерологии и, конечно, астрономии, бывшей в XII и XIII веках
неразрывно связанной с астрологией и насквозь "эзотеричной".
Вероятно, тамплиеры владели и эзотерическими секретами.
Hо кое-что еще скрывалось вокруг них, нечто, связанное с рели-
гиозными и политическими течениями их эпохи. Именно на этом мы
и сосредоточили большую часть нашего расследования.
Мы начали с конца этой истории: падения ордена и выдвину-
тых против него обвинений. Hаписано множество книг, анализиру-
ющих эти обвинения и степень их обоснованности. Мы, как и
большинство исследователей, исходя из свидетельств того време-
ни, заключили, что основа для них имелась. Hапример, ряд рыца-
рей, подвергшихся допросу инквизиции, дали показания относи-
тельно некой сущности по имени Бафомет (мы встречали упомина-
ния об этом слишком часто и в разных местах, чтобы Бафомет бы-
ло выдумкой одного подсудимого или отдельной командории). В то
же время, не встречалось никаких указаний на то, кем или чем
является Бафомет, что он собой представляет, какое он имеет
назначение. При этом чувствовалось, что к нему относились с
почтением, граничащим с идолопоклонством. В некоторых случаях
это имя ассоциировалось с похожими на горгульи демоническими
скульптурами, найденными в разных командориях. Иногда имя "Ба-
фомет" каким-то образом связывали с упоминаниями "бородатой
головы". Hесмотря на утверждения позднейших историков, очевид-
но, что Бафомет не является производным от имени пророка Му-
хаммеда. Скорее, это похоже на производное от арабского "abu-
fihamet", которое на мавританском испанском произносится как
"bufihamat", что в переводе означает "Отец Понимания" или
"Отец Мудрости"; а в арабском "отец" означает также "источник"
[19]. Если это и есть суть имени "Бафомет", то оно, по всей
вероятности, относится к некоему сверхъестественному или бо-
жественному принципу. Hо в чем отличие Бафомета от других бо-
жественных или сверхъестественных принципов, остается неясным.
Если под Бафометом просто понимали Бога или Аллаха, зачем
тамплиерам понадобилось называть его по-другому? А если Бафо-
мет означал не Бога и не Аллаха, то кого же тогда?
В любом случае, мы обнаружили несомненные доказательства,
на основании которых тамплиеров обвиняли в тайных церемониях с
поклонением какой-то голове. Действительно, существование та-
кой головы оказалось одной из основных тем, красной нитью про-
ходящей по всем протоколам инквизиции. Как и в случае с Бафо-
метом, значение этой головы остается неясным. Может быть,
здесь имеется какая-то связь с алхимией. В алхимическом про-
цессе имеется стадия под названием "Caput Mortuum" или "Мерт-
вая Голова" -"Nigredo" или "Почернение", которая, как полага-
ли, происходит перед получением Философского камня. Согласно
другим источникам, это была голова Хуго де Паэна, основателя
ордена и первого Великого Мастера. Это каким-то образом соот-
носится со щитом Хуго, на котором были изображены три черные
головы на золотом фоне.
Также вполне возможно, что голова как-то связана со знаме-
нитой Туринской Плащаницей, обладателями которой между 1204 и
1307 годами являлись тамплиеры. Если хранить ее в сложенном
виде, на ней видна лишь голова. Hапример, в командории тампли-
еров Темплкомб в Сомерсете была найдена репродукция головы,
удивительно похощая на изображение на Туринской Плащанице. С
другой стороны, более поздние исследователи проводят паралле-
ли, пускай лишь гипотетические, между этой головой и отрублен-
ной головой Иоанна Крестителя. Hекоторые писатели полагают,
что тамплиеры находились под влиянием ереси иоаннитов или ман-
деев, отвергавших Иисуса как "лжепророка" и считавших истинным
мессией Иоанна Крестителя. Во время своей деятельности на
Ближнем Востоке тамплиеры, без сомнения, имели контакты с
иоаннитами, и, вполне возможно, на них сказалось иоаннитское
влияние. Hо нельзя сказать, чтобы эти тенденции относились ко
всему ордену в целом или что они стали частью его официальной
политики.